История Кобоны

Первые упоминания о Кобоне относятся к 1500 году, но очевидно, что существовала она гораздо ранее. Есть версия, что название деревни произошло от финского слова haapa — осина. Однако уже в 1500 году в Кобоне проживало только русскоязычное население. Окладная книга Великого Новгорода говорит, что здесь был двор Костки Сенкина, который сеял рожь и косил сено, давая «доход» Никольскому Медведицкому монастырю на Волхове (по указу Петра I в 1704 году на месте этого монастыря появился город Новая Ладога).

В 1726 году через Кобону прошел Староладожский канал. В Кобоне был пробит промежуточный выход в Ладогу, поставлен шлюз и гавань. С тех пор устье р.Кобонки называется Кобонским каналом. Судоходство по Староладожскому каналу было открыто в 1730 году, он вошел в состав Вышневолоцкого водного пути.

В 1732 году Кобона стала владением создателя Ладожского канала, генерал-фельдмаршала графа Миниха, который выстроил здесь деревянный путевой дворец для императрицы Анны Иоанновны. Во время церемониальной поездки на открытие канала в мае 1732 года Анна Иоанновна отдыхала в Кобонском дворце.

В августе 1765 года в Кобоне побывала императрица Екатерина II, но останавливалась она не во дворце, а в каменном караульном доме, который сохранился до наших дней. В Кобоне она останавливалась и на обратном пути из Новой Ладоги. В июне 1785 года Екатерина снова «имела шествие» по Ладожскому каналу, направляясь из Вышнего Волочка в Петербург. В Кобоне «стали суда к берегу», и государыня со свитой обедала.

В 1788 году во владение Кобоной вступил А. И. Мусин-Пушкин — государственный деятель, историк, собиратель российских древностей, открывший и издавший «Слово о полку Игореве». Затем Кобону с 399 душами крестьян унаследовал его сын Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, в петербургском доме которого на Караванной улице бывал А. С. Пушкин.

В начале XIX века Староладожский канал обмелел и уже больше не подходил к остальным звеньям Мариинской водной системы. В 1866 году было начато рытье канала ближе к берегу Ладоги. Новый канал, также проходивший через Кобону, получил название Новоладожский. Судоходство по Староладожскому каналу продолжалось менее интенсивно, и было завершено только к 1940 году. Новоладожский канал судоходен до сих пор.

После революции и гражданской войны, в 1929 году беднейшие крестьяне Кобоны организовали рыболовецкую артель. На праздничном собрании в ноябре 1930 года кобонцы решили создать колхоз и назвать его «Тринадцатая годовщина Октября». В 1939 году был организован рыболовецкий колхоз «Сиг». В те же 30-е годы были сняты колокола с Никольской церкви, арестованы священник и диакон, а в 1938 году церковь закрыли и переоборудовали под склад.

Дорога жизни

Кобона стала известна в годы Великой Отечественной войны. Здесь проходила знаменитая Дорога жизни, связывавшая блокадный Ленинград с Большой землей. По Дороге жизни проходила эвакуация населения, фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепления, вооружение и боеприпасы. В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец; в период ледостава — по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева. Первая колонна из 60 машин с продовольствием ушла из Кобоны по льду Ладожского озера в блокированный Ленинград 23 ноября 1941 года. Зимой 1941—42 года в Ленинград через Кобону было перевезено более 360 тысяч тонн грузов, главным образом продовольствия и боеприпасов, а из Ленинграда было эвакуировано около полумиллиона человек. Летом 1942 года был создан Кобоно-Кареджский порт. К северу от Кобоны было построено восемь пирсов длиной по полкилометра. Сюда подвели временную железнодорожную линию, связывающую Ладожское озеро со станцией Войбокало. От Осиновца до Кобоны работала паромная переправа для транспортировки паровозов и железнодорожных вагонов. По дну Ладожского озера были проложены трубопровод для горючего и подземный кабель для передачи в Ленинград электроэнергии Волховской ГЭС. Зимой 1942—43 года от Кобоны до Осиновца снова стала действовать автомобильная дорога по льду Ладожского озера.

Наши дни

Кобона, церковь Святителя Николая Чудотворца, 2011 год

В настоящее время главная достопримечательность Кобоны — каменная церковь Святителя Николая Чудотворца с колокольней. Она была возведена в 1861 году, а во время Великой Отечественной войны использовалась как временное пристанище для эвакуированных жителей блокадного Ленинграда. Церковь была восстановлена к 2003 году, в том числе и на деньги кобонцев. Уникальность церкви заключается в том, что это церковь-маяк. В XIX веке в крест на колокольне были вмонтированы хрустальные шарики. В них отражалось солнце, и это служило ориентиром для рыбаков.

Отреставрировано и обрело новую жизнь здание караульного дома в котором останавливалась императрица Екатерина, сейчас здесь расположена база отдыха «Кобона»с уютными номерами и русской баней.

Также в деревне можно найти стелу «Кобона», посвященную Дороге жизни (1964, арх. М. Н. Мейсель, А. А. Яковлев), и памятную табличку, установленную на месте дома, где жил уроженец Кобоны, поэт Александр Прокофьев. На табличке, стоящей под березами, высечены строки:

Почти над самым плесом,
Почти что над волной
Шумят-шумят березы,
посаженные мной.

База отдыха КОБОНА База отдыха на Ладожском озере
База отдыха Кобона на Ладожском озере Отдых на Ладожском озере
bazakobona@mail.ru
О нас Новый Год 2018 История Кобоны Гостиница Коттеджи Банкетные залы Питание
Услуги Баня на дровах Фотогалерея Виртуальный тур Бронирование Цены на путевки Оплата Как добраться
© 2011 - 2017. База отдыха «Кобона». Все права защищены